Радзинский в концертном зале Чайковского
Третий большой фестиваль РНО (Российского национального оркестра, художественный руководитель Михаил Плетнёв) 10 сентября 2011 года давал премьеру: Эдвард Радзинский читал «Несколько встреч с господином Моцартом», за дирижёрским пультом стоял Михаил Татарников. Чередовались: музыка — текст, текст — музыка.
Три акта, только к 23 часам закончилось действо. А надо сказать, что выбор был в этот день между немецким и немецким: немецким композитором Моцартом и немецким пивом, только что привезённым автобусом из самого сердца пивной промышленности. С королевскими креветками. Моцарт победил.
Радзинского вживую видел в первый раз. Отличное владение голосом, интонации очень естественные. И само произведение — несколько слоёв, хотя и выглядит «Маленькой трагедией»:
Теперь ежедневно он дает концерты… иногда дважды в день. Он объявляет бесконечные Академии. А ночами — сочиняет. Воистину — это музыкальная лихорадка. Воспаленный мозг все время требует продолжения. И потому даже после концертов Моцарт часто импровизирует. Три дня назад после его Академии я стоял за кулисами, поджидая его. Он был на сцене. Я услышал его нежный тенор: он разговаривал со старым скрипачом из оркестра, который, видно, уже уходил со сцены.
– Вы наговорили мне столько хороших слов, маэстро, позвольте и мне хоть немного отблагодарить вас. Если вы не торопитесь, я хотел бы сыграть для вас…
И он начал играть на темной сцене перед пустым залом. Я стоял, боясь пошевелиться. Это была импровизация. Она длилась добрый час. И, клянусь, там, в темноте, он беседовал с Господом.
Про музыку говорить нет смысла: Моцарт же.