Народная любовь не остыла: все билеты на концерт пианиста Эдуарда Кунца распроданы
Эдуард Кунц. Фото: Дмитрий Ярославцев
Вечер 24 ноября в Концертном зале Чайковского будет одним из афтершоков июньского конкурса Чайковского: Эдуард Кунц исполнит Первый концерт всё того же Чайковского, который ему не дали сыграть летом.
Карьеру 30-летнего сибиряка Кунца можно сравнить с ракетой трехступенчатого ускорения. В годы учебы в Московской консерватории у Андрея Диева Кунц быстро рос как профессионал, но был широко известен лишь в очень узких кругах. Девять лет назад пианист перебрался в Англию к профессору Норме Фишер, и его концертный график стал уплотняться на глазах. Кунц сыграл практически со всеми видными английскими оркестрами, а журнал BBC Music включил его в десятку «лучших пианистов будущего».
Третий этап «ускорения» оказался самым неожиданным, хотя, впрочем, весьма характерным для русской культуры. Приехав на родину, и до того не слишком его ценившую, Эдуард Кунц слетел со второго тура конкурса Чайковского. И стал национальным героем.
Уже на первом туре его игра, не по-конкурсному вдумчивая и слегка самовлюбленная, установила страстную связь между пианистом и залом — поверх судейских шевелюр и лысин. Ко второму туру фан-клуб разросся: битком набитый зал слушал Кунца, затаив дыхание. Меломаны млели в предвкушении следующего этапа — исполнения концертов Моцарта, — на котором поэтическая натура Кунца наверняка раскрылась бы во всей красе. Но жюри решило разнять забывшихся любовников — артиста и его публику.
Ситуация для конкурса Чайковского не новая и даже привычная. Характерный психологический феномен: жюри подсознательно чувствует, что оно здесь лишнее, и воспринимает восторги из зала как давление. К тому же люди, привыкшие сидеть на экзаменах и прослушиваниях, не любят, когда артист играет не для них, а для бушующей галерки. Даже если в ареопаге сидят умнейшие люди, этот феномен срабатывает — на уровне коллективного бессознательного.
Однако конкурс Чайковского тем и хорош, что в выигрыше остаются все: и титулованный победитель, и любимый народом диссидент. Разлука с публикой оказалась недолгой, ведь уже в последние дни конкурса Эдуарда буквально завалили концертными предложениями. В России эксклюзивные права на работу с Кунцем получила Московская филармония, которая и организует завтрашний вечер.
Помимо главного фортепианного концерта всех времен прозвучит «Шехеразада» Римского-Корсакова. Рассказывать индийские сказки будет Национальный филармонический оркестр России, ведомый Михаилом Агрестом.
Эдуард рассказал «Известиям», что считает конкурс Чайковского «замечательным событием в своей жизни», и признался, что на всех состязаниях «либо слетал сразу, либо брал первую премию». Первых премий у пианиста 13, и на чертовой дюжине он остановится:
— Ни один конкурс ничего мне прибавить уже не может, а вот отнять — может, — заключил Кунц.
Трепетного и интеллектуального искусства Кунца у нас теперь будет много: 7 декабря пианист даст сольный концерт на «Декабрьских вечерах», 13-го выступит в дуэте с Александром Гиндиным в КЗЧ, а в феврале состоится его дебют в Петербургской филармонии.