Христианская, буддийская и мусульманская вокальные традиции были представлены ценителям этнического искусства и бойцам пожарной охраны на фестивале "Дивы Евразии" в Концертном зале имени Чайковского. В тонкости непростого пения вникал Борис Барабанов.
"Рассаживайтесь, мальчики, здесь отличная акустика!" - говорила смотрительница крепким юношам в камуфляже с погонами с буквой "К", с нашивками "МЧС" и "Государственная противопожарная охрана". Молодыми огнеборцами заполняли пустоты - до аншлага было далеко. Организатор концерта Назим Надиров, пропагандист этнической музыки и ведущий программы "Арба семи муз" на радио "Говорит Москва", начал вечер с обстоятельного вступительного слова, из которого выяснилось, что пение див услышат не только счастливые обладатели билетов в зал Чайковского, но и слушатели 49 радиостанций, не считая пользователей лояльных к этнике интернет-порталов.
Первой на подмостках появилась российская певица Елена Фролова. Согласно сценарию, ей вменялось в обязанности представлять на сцене не только русское вокальное искусство, но и христианскую традицию в целом. Поэтому сотрудница Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой сосредоточилась на произведениях, именуемых "русский духовный стих".
Данный жанр подразумевает осмысление ветхозаветных и евангелических сюжетов паломниками и бродягами, которые жалобными голосами пели эти песни, исполняя обет или просто попрошайничая. Госпожа Фролова явилась на сцену босиком и с гуслями, но щипковым инструментом пользовалась нечасто, все больше пела a capella, да и "нищенскую" природу материала особо не педалировала. Певица, как раз наоборот, адаптирует песни, скажем, молокан-староверцев или духовные стихи, услышанные в отдаленных уголках Смоленской губернии, к современному уху, поет доступно и внятно, предпосылает пению полезные комментарии и вообще выглядит скорее лектором, вводящим в курс старинного вокального искусства, нежели этнической певицей, что часто предполагает исполнение, не очень комфортное для европейца. Песни Елены Фроловой все больше повествовали о расставании души с телом и иных невеселых материях, поэтому неведомо кем пригнанные на концерт пожарные явно скучали.
Затем выступала монгольская певица Урна Чахар-Тугчи, которая к государству Монголия имеет на самом деле весьма отдаленное отношение. Родилась она в городе Ордос, который расположен в Китае, на территории, известной, как Внутренняя Монголия. В этом городе покоятся останки Чингисхана, а Урна ведет родословную от рода знаменосцев полководца.
При этом творит Урна в Германии и Бельгии, а менеджмент ее базируется вообще на Тайване. Гастроли у певицы расписаны на многие месяцы вперед, и вообще, она давно стала частью слаженного механизма мирового шоу-бизнеса. За кулисами она ведет себя как опытная поп-звезда, на сцене же творит чудеса совсем другого толка. В самые впечатляющие моменты выступления Урны кажется, что, напряги она голос еще немного, и барабанные перепонки не выдержат. Благодаря образованию, полученному в шанхайской консерватории, госпожа Чахар-Тугчи ухитряется сочетать традиции народного пения с классической вокальной школой.
Когда она поет, воображение без особых усилий рисует картины бескрайних степей и буддистстких молитвенных церемоний, а ухо профессионала фиксирует точнейшие интонации и напряженную работу голосовых связок. При этом она совсем не по-кочевнически профессионально работает с микрофоном, смешно говорит по-английски и как-то неожиданно откровенно заявляет: "Тут мой новый альбом вышел, так вы его не покупайте, там все песни старые, только обложку новую сделали!" Пожарные маялись и хотели курить.
В антракте курсантов отпустили на волю. И правильно, искусство завершавшей фестиваль узбечки Мунажат Юлчиевой оказалось самым тяжелым для восприятия и, положа руку на сердце, самым скучным. Проникновение в философско-мистические глубины суфийского пения все-таки требует серьезной подготовки и особого настроя. Даже искренне симпатизирующие проекту "Дивы Евразии" в целом зрители потянулись вслед за пожарными. Тем не менее певица со все возрастающей эмоциональностью наполняла своды зала сложнейшими вокальными фигурами. Каким образом, вдохнув единожды, можно рождать такие долгие и извилистые вокальные пассажи, простому слушателю решительно не понять, сие знание доступно лишь адептам суфизма и, возможно, опытным ныряльщикам, владеющим секретами правильного дыхания.
Самые стойкие зрители дождались момента, когда в руках Мунажат появилась тарелочка и певица принялась манипулировать ею в районе своего лица. Родилась робкая надежда, что в целях оживления атмосферы она намерена эффектно разбить предмет посуды феноменальным усилием голосового аппарата. Но оказалось, что тарелка - всего лишь своеобразный резонатор, нечто вроде сурдинки у трубачей, помогающий правильно направлять энергию среднеазиатского пения.
Тем не менее этнический музыкальный аттракцион оказался удачным опытом выхода жанра за стены специализирующихся на модной этнике клубов. Назим Надиров намерен провести в этом году еще как минимум два подобных концерта-фестиваля. И несмотря на зуммеры мобильников и хихиканье бойцов пожарной охраны, "Дивы Евразии" обещают неожиданные и приятные открытия в будущем.
Зал был заполнен приблизительно только на половину
Под занавес нам показали узбекский танец
Автор идеи фестиваля и организатор концерта Назим Надиров все равно остался доволен
На концерт "Дивы Евразии" пришлось вызвать пожарных
Борис Барабанов
Коммерсантъ, 27.03.2004, с. 9
© Фото - Даниил Кислов, Фергана.Ру
Статьи по теме: