Вторник, 30.04.2024, 05:27
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Главная » 2013 » Февраль » 20 » Лицейские друзья пушкина
08:38
 

Лицейские друзья пушкина

Авторы: Колегова Инна Викторовна, Демидова Галина Алексеевна, 7Б класс

Руководитель: Колегова Инна Викторовна, учитель истории и обществознания

Тема: Лицейские друзья Пушкина

Образовательное учреждение: МОУ гимназия № 1 имени А.С.Пушкина

города Томска


  1. Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования).

Идея проекта «Лицейские друзья Пушкина» возникла после проведения открытого урока-экскурсии «Растительный мир Михайловского». Привлекла нас возможность учения (научения) через деятельность и возможность групповой работы. Участвовать в проекте захотели 18 человек из класса в котором 22 , что даёт важный учебно-воспитательный эффект.

Имея ввиду групповую работу ребят над проектом, мы опирались, тем не менее, на их личную заинтересованность в получении результата, на положительную мотивацию. Это нам помогло поддерживать самостоятельность и целеустремленность, упорство при выполнении (преодолении трудностей) поставленных задач. 11 человек, (артисты) работали каждый над своей ролью. 2 человека «создавали» реквизит и костюмы , 2 человека рисовали (печатали), создавали афиши и пригласительные билеты, 2 человека отвечали за техническое обеспечение (музыка, слайды). Этапы работы над проектом индивидуальны в каждой отдельно взятой группе ребят. Работа велась настолько заинтересованно, что реализация проекта заняла всего 3.5 месяца.


2. Какая идея должна быть реализована

Результатом проектной деятельности будет показ спектакля «Лицейские друзья Пушкина» в гимназии перед всеми параллелями младшей и средней школы.




  1. ^ Формулировка проблемы. В чём заключается? На какой вопрос (ы) предстоит ответить?

Как нам сохранить дружбу и взаимопонимание до зрелого возраста? Как учится, чтоб стать такими же известными и принести пользу Отечеству, какими были лицеисты? Какими мыслями и делами жили молодые люди в XVIII веке?

  1. ^ Выдвижение гипотезы. ( Каким может быть предположительный ответ?)

Разработка и реализация данного проекта - это путь к саморазвитию личности в предметной деятельности в области истории Отечества и литературы.

В процессе индивидуальной работы ребята получили глубокое удовлетворение от сделанного; при этом активизировалась творческая активность, самосознание себя в обществе, патриотические чувства


  1. ^ Проверка гипотезы. (Выбор методов исследования).

Итак, метод данного учебного проекта (по Н. Пахомовой) можно охарактеризовать так:

-личностно ориентированный;

-деятельный;

-обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления ;

- формирующий навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывающий толерантность, ответственность и творческое отношение к делу;

- здоровьесберегающий.

^ Литературный вечер

«Лицейские друзья Пушкина»




I ведущий.

( 1 слайд)

19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тринадцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

^ II ведущий.

( 2 слайд)

Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей. Вот о чем наш сегодняшний рассказ.


Вольховский. ( 3 слайд)

Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка.

^ I ведущий. Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.

Вольховский. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

^ Суворов наш

Ура! Марш, марш

Кричит верхом на стуле.

II ведущий. Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

Горчаков. ( 4 слайд)

Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт.

^ I ведущий. Министр.

Дельвиг. ( 5 слайд)



Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

^ II ведущий. Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Дельвиг. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

^ Дай руки, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

Корсаков. ( 6 слайд)

Корсаков Николай. 11 лет.

I ведущий. Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

^ Прохожий, поспеши к стране родной своей.

Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

Кюхельбекер. ( 7 слайд)

Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

^ И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

II ведущий. Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

Малиновский. ( 8 слайд)

Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак.

^ I ведущий. Сын директора Лицея.

Малиновский. Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

II ведущий. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

^ Пущин. ( 9 слайд)

Пущин Иван. 13 лет. Прозвища Большой Жано, Иван Великий.

I ведущий. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

^ II ведущий. ( 10 слайд)

14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

I ведущий. ( 11 слайд)

Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза.




^ В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея,

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и черных глаз;

Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала…

Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Тогда педанты предрекали,

Что ввек повесой буду я.

II ведущий. Великий русский поэт. Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомним об одном классе, который уже прошел по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далеко.

Горчаков. ( 12 слайд)



Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи:

^ Пора и мне… пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранящим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Горчаков. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую. 19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – последний живой лицеист.

Вольховский. За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Пушкин писал:

^ Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Малиновский.



А помните, на приемных экзаменах?..

Пущин. Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя № 13, его № 14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

^ I ведущий. Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

^ Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил…

Корсаков. За лето и очень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьей, было много гостей.

Кюхельбекер. ( 13 слайд)

Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:

^ Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Корсаков. А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли. Снег в ту пору выпал очень рано.

^ Пущин. ( 14 слайд)

Потом начались обычные дни.

Кюхельбекер. ( 15 слайд)

Лицей – маленький 4-этажный городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же и хозяйственное управление.

Вольховский. ( 16 слайд)

На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

Дельвиг. ( 17 слайд)


Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина».

Горчаков. ( 18 слайд)

Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

Малиновский. У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – еще не остров.

Горчаков. ( 19 слайд)

На четвертом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

Вольховский. На каждой комнате номер.

Пущин. Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. «№ 14 не согласен с № 13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

Корсаков. В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.

Дельвиг. ( 20 слайд)



Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».

( 21 слайд)

Малиновский. Уроков немало, зато немало и забав.



Кюхельбекер. ( 22 слайд)

А помните, как Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах? «Блеснул на западе румяный царь природы…»

Пущин. А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание:

^ Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

Горчаков. А помните первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище?

Дельвиг. Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Федоровна решила узнать, хорошо ли кормят.




Дельвиг. Так он и превратился из Корнилова в «Мосье».

Вольховский. ( 23 слайд)

Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину: Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:

^ А я, повеса вечно праздный,

Потомок негров безобразный,

Взращенный в дикой простоте,

Любви не ведая страданий,

Я нравлюсь юной красоте

Бесстыдным бешенством желаний.

II ведущий. У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча, писал.


^ II ведущий. ( 24 слайд)

И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет –

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет!

Сердце будущим живет.

Настоящее уныло.

Все проходит, все пройдет.

Что пройдет – то будет мило!

Горчаков. ( 25 слайд)

В Лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Корсаков. ( 26 слайд)

Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было еще много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина…


^ Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой,

И месяц с правой стороны

Сопровождал мой бег ретивый.

Пушкин. Мое чувство к ней было не похоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!

^ Я ехал прочь: иные сны…

Душе влюбленной грустно было

И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши

Так предаемся мы, поэты;

Так суеверные приметы

Согласны с чувствами души.

Пущин. В лицее о любви Пушкин писал еще и так:


Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

^ Несите прочь медикамент:

Болезнь неизлечима.

II ведущий. От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведет к величайшим строкам.


Дельвиг. ( 27 слайд)

Нас всегда волновала история. 1812 год…

Вольховский. ( 28 слайд)

Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских. Генерал Николай Николаевич Раевский повел с собой в бой двух сыновей: Александра, шестнадцати лет, и Николая, одиннадцати лет (моложе нас!). Сам генерал с обычной скромностью объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков… Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги.

Кюхельбекер. ( 29 слайд)

А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем… Зато какое «Ура!» прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

Малиновский. ( 30 слайд)

И все-таки главное наше увлечение – стихосложение.


Малиновский. У нас в Лицее писали почти все, писали по любому поводу и без повода. А помните, в связи с чем написано вот это:

^ Мы недавно от печали –

Пущин, Пушкин, я, барон,

По бокалу осушали

И Фому прогнали вон…

Пущин. Ну конечно… Мы втроем затеяли выпить гогель-могелю. Я достал рому, ну, дальше – понятно. Нас тогда наказали: две недели стоять на коленках во время утренней и вечерней молитвы, занесли наши фамилии в черную книгу, сместили за последние места за столом.

Малиновский:

Этот список – сущи бредни.

^ Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули,

Ай, люли, люли, люли…

II ведущий. Родилось очередное послание от № 14 к № 13.

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

^ Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

I ведущий. Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюбленности… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетневым.

Дельвиг. Наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

Малиновский. Много выше карьеры.

Корсаков. Удачи.

Кюхельбекер. Даже любви.

Вольховский. Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

^ II ведущий. В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

Дельвиг.

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породила нас!

Малиновский. Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.

Кюхельбекер. Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.

Лицеисты. ( 31 слайд)

Друзья мои, прекрасен наш союз!

^ Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.




^ 5. Результатом данного проекта были выступления : на открытии гимназической конференции 2010 года , показы спектаклей перед учениками 5 классов , 6 классов и 7 классов гимназии, перед родителями , учителями. Работа сплотила ребят в классе, сделала их ответственнее за свои поступки перед собой, взрослыми и Родиной.


Список литературы:

  1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и

  2. информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Борзенко В.

  3. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

  4. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. – М.:Первое сентября, русский язык № 17-24.

  5. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

  6. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке

  7. учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

  8. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования

  10. мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  11. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.

  12. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.

  13. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.— М.:Народное образование, 2001.— 272с.

  14. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

  15. Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

  16. http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и

  17. информационной поддержки развития образования МИОО

  18. www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городскойэкспериментальной площадки.

  19. www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

  20. www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома

  21. научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской»,

  22. www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся

  23. www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского.
Просмотров: 3320 | Добавил: repley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz