Пятница, 26.04.2024, 04:03
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Главная » 2013 » Июнь » 24 » Чем интересна современная музыка?
17:58
 

Чем интересна современная музыка?

Современная музыка и сочинения композиторов ХХ века. На грядущей неделе Московская филармония проводит 3-й фестиваль актуальной музыки "Другое пространство". Концерты будут проходить в течение трех дней на площадках концертного зала имени Чайковского. Что пишут сегодня композиторы и чем интересна современная музыка? Об этом культурный обозреватель Анна Кочарова беседовала с доктором искусствоведения Рауфом Фархадовым в студии радио "Вести ФМ".

Кочарова: Здравствуйте. В студии Анна Кочарова. И сегодня мы будем говорить об актуальной музыке, потому что в ближайшее время в Москве, в Московской филармонии, в концертном зале имени Чайковского будет проходить 3-й Международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство". Сегодня у нас в гостях координатор этого фестиваля - доктор искусствоведения Рауф Фархадов. Здравствуйте, Рауф.

Фархадов: Добрый день.

Кочарова: И вот современная музыка, фестиваль, актуальная музыка, как вы подчеркиваете в своем названии. И у многих наших радиослушателей может возникнуть, может быть, странный, но, с моей точки зрения, даже в некоторой степени правомерный вопрос: а что, сегодня так много живущих ныне композиторов, которые занимаются академической актуальной музыкой?

Фархадов: Я думаю, таких композиторов, конечно, не очень много.

Кочарова: Но на фестиваль хватает.

Фархадов: И на фестиваль хватает. Но дело в том, что, мне кажется, настал момент, когда вот академическому искусству нельзя дальше сдавать позиции.

Кочарова: Ну, это уже последнюю ступень, да?

Фархадов: Да, это последние рубежи. Вы лучше меня понимаете, какой наплыв всякого и всячины происходит. Поэтому вот такое ощущение, что все фестивали, которые проводятся по современной музыке, по актуальной музыке, они действительно становятся бастионами просвещенного интеллигента и бастионами того, что надо отстаивать и защищать всеми правдами и даже неправдами. Вот в этом смысле наш фестиваль "Другое пространство", мне кажется, он интересен вот чем. В нем собраны все тенденции, связанные с понятием "измов" - там авангардизм, пост-авангард, модернизм, постмодернизм, минимализм. То есть вот все то "изм-направление", которое дал 20 век, начиная с первой его половины, все это включено в концепцию нашего фестиваля. И на мой взгляд, вышла совершенно замечательная штучка. Когда вот сейчас, с высоты уже первых десяти лет 21 века мы оглядываемся на пройденный путь, мы понимаем, что при всех изолированностях, разорванностях, разомкнутости 20 века, вот знаете, складывается странная картина: вырисовывается нечто общее, нечто такое однородное и гомогенное - то, о чем мы можем говорить как о музыке 20 века в общем, как стиле 20 века, но опять же связанная вот с этими понятиями авангарда, поставангарда, модернизма и постмодернизма.

Кочарова: Извините, я вас сразу чуть-чуть перебью. Замечательные эти все слова, умные, я сама очень люблю авангардную музыку и много всегда слушала. Но у меня вопрос. Вы вот, проводя этот фестиваль, на кого рассчитываете, на каких слушателей? На тех слушателей, которые в курсе того, что происходит, они ходят с одного фестиваля на другой, следят за тем, что пишется и так далее, и, в общем-то, это такой, извините, котел, в котором варится очень небольшая группа людей, все друг друга знают, узкая тусовка. Или вы все-таки хотите привлечь чуть более широкую публику? Но не боитесь ли вы тогда, что все вот эти "измы" и сложности современной культуры, они отпугивают?

Фархадов: Вот я поэтому сказал, что уже с высоты 21-го века кажется, что вот то, ради чего раньше ломали копья, а позднее там клавиатуры компьютерные, это все ушло в прошлое. Сейчас эта музыка, например, там будет звучать такой композитор Антон Веберн, которого в свое время у нас...

Кочарова: Ну это же классик!

Фархадов: Да-да, это классика. И все становится классикой. То есть сейчас я даже не знаю, на широкую или на узкую аудиторию рассчитано, потому что эта музыка уже звучит как классика вся.

Кочарова: Ну, понимаете, Веберн - классик, уже, я не знаю, десятки вообще музыкантов выросли, основываясь на его теории.

Фархадов: Да. Но все равно знает его узкая прослойка слушателей.

Кочарова: Но в нашей стране знают его очень мало людей, его очень редко исполняют. Вы посадите даже среднестатистического, скажем так, меломана, приходящего в филармонию, посадите его слушать Веберна концерт, и человек может заскучать, скажет, что ему скучно и все это непонятно. Здесь какие пути, что делать со слушателем? Или музыкантам надо меняться, или что?

Фархадов: Надо просто понимать, на кого ты точно ориентируешься. И слушатель, который приходит на концерт, должен давать себе установку. Я как-то говорил, что идеальный тип слушателя - это, конечно, тип просвещенного интеллигента, который, вот если приходит на современную, "измовскую" музыку, то хотя бы должен изначально уметь отличить Моне от Мане, знать, что это разные художники. Так же, и приходя на музыку такого типа, он должен давать себе установку, что это будет сложно, что надо будет пробиваться сквозь толщу звуков, толщу новых структур и толщу ритмов, которая для его уха еще не подготовлена.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Просмотров: 360 | Добавил: repley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz