«Моя родина»
12 февраля 2012
0
Удивительный уголок Москвы – консерватория — одухотворен гением Рубинштейна, Чайковского, Танеева, Рахманинова. Сегодня консерватория все чаще представляется мне московским блаженным Василием. Вчера, например, я остановилась как вкопанная и несколько раз перечитывала афишу при входе в Рахманиновский зал. Анонсировался концерт Алексея Чернова, одного из лучших, лучшего – со мной не согласятся, пианиста нашего времени, лауреата Международного конкурса имени Чайковского 2011 года. Алексей Чернов даст концерт, где будет звучать музыка Шопена, Моцарта, Черепнина… концерт будет бесплатным. «Вход свободный» — написано на афише. И это в условиях, когда билет в Рахманиновский зал стоит порядка 100–200 рублей.
Вчера, 11 февраля, в Рахманиновском зале был «Вечер третий» камерно-вокальных сочинений Г.В.Свиридова. «Сегодня день поминовения великой дочери России, народной артистки СССР Ирины Константиновны Архиповой…» — объявление ведущего задал тон концерту. Два года назад, 11 февраля 2010 года, Ирина Константиновна Архипова ушла из жизни. Концерт стал посвящением ее памяти.
На сцену вышла Екатерина Маркова. Вернее сказать так. И когда на сцену вышла Екатерина Маркова (сопрано), молодая, еще чуть стесняющаяся певица, в эффектном вечернем платье и исполнила «Любовь», слова С. Есенина, Песню Мэри из трагедии Пушкина «Пир во время чумы», то стала очевидна непреложность звучания русской музыки и русского слова в веках. Анна Викторова (меццо-сопрано) – певица со статью, с глубоким виолончельным голосом, мощным и теплым, исполнила Песню Дездемоны об иве из музыки к трагедии Шекспира «Отелло» и «Весну», слова А. Блока. Владимир Байков (бас) — «Ой, снова я сердцем широким бедую…», слова А. Прокофьева, «Как небеса твой взор блистает…», слова М. Лермонтова, «Папиросники», слова С. Есенина. Все эти камерно-вокальные сочинения Свиридова, слиянность музыки гениального композитора и гениальной поэзии, создали в Рахманиновском зале уют русского дома, русской бревенчатой избы с горящей лампадой, с потрескивающими дровами в печи, с самоваром и бубликами, за окнами которого снега, метель и вьюга. Вьюга русской истории. Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоанович» в исполнении Государственного академического хора имени Свешникова под управлением выдающегося хорового дирижера Бориса Тевлина камерность, одинокость русского дома возвели во вселенскость. Так тихо, так возвышенно звучали «Молитва», «Любовь святая» и «Покаянный стих» — музыка откровения, которая, по слову Георгия Свиридова, «вместе со Словом раскрывает Истину Мира». Во втором отделении концерта впервые в Москве прозвучала «Страна отцов», поэма на слова А. Исаакяна для тенора и баса. Музыка этого сочинения, грандиозная и масштабная, выходит за рамки камерности. Могуче и широко прозвучала она в исполнении Владислава Пьявко и Владимира Байкова. И дала урок: малейшая неподготовленность грозит срывом даже такому «матёрому волку» вокала, как прославленному тенору Большого театра Владиславу Пьявко. На песне «Черный орел» голос Владислава Пьявко сорвался, но мастер на то и мастер, чтобы недостаток обернуть в достоинство, а провел – в победу. Неудача внесла лишь ноту какой-то особой доверительности между сценой и залом, между артистом и публикой. Тем торжествующе и победоносней прозвучал эпилог сочинения «Моя родина», для тенора и баса.
Инициатор и автор проекта «Все камерно-вокальные сочинения Г.В.Свиридова» в Рахманиновском зале — Елена Савельева. Профессор консерватории, прима фортепианного искусства. Елена Савельева за роялем стала для меня откровением вечера. А открытием вечера, пожалуй, — Владимир Байков. Его голос звучал так вдохновенно, так легко и непринужденно, что создавалось ощущение: петь для человека куда как естественнее, чем говорить. Глядя на Владимира Байкова, высокого, широкоплечего, русоволосого, в традиционном для музыканта черном фраке при белой бабочке, невольно в памяти возникал портрет Шаляпина кисти Серова. Но вот пишу и вспоминаю таких талантливых Екатерину Маркову и Анну Викторову, великий хор имени Свешникова и Бориса Тевлина… всех, кто связал свою судьбу с русской музыкой Георгия Свиридова и мужественно несёт ее в мир.
Марина Алексинская
Поделиться: