Легендарный саксофонист, вокалист и
бэндлидер свинговой эры Гордон "Текс"
Бенеке скончался 30 мая в возрасте 86 лет от
болезни дыхательных путей в хосписе Assured Horizons в
Коста Меса, Калифорния. В хосписе он провел около
месяца, и врачи заявили, что о его смерти было
заранее известно - вплоть до даты.
Бенеке (р. 1914, Форт Уорт, Техас) десятилетиями был
ведущим участником одного из самых популярных
биг-бэндов свинговой эпохи - оркестра Гленна
Миллера. Прозвище "Текс", то есть
"Техасец", дал ему сам Миллер, когда поспорил
с ним о зарплате при приеме в оркестр. Миллер
собирался платить ему 50 долларов в неделю, Бенеке
требовал больше. В конце концов сошлись на 52,5
долларах в неделю. "Но ты", - сказал Миллер, -
"должен доказать мне, что стоишь этих
дополнительных двух с полтиной".
Именно Текс пел такие хиты оркестра , как
"Chattanooga Choo Choo" (первый в истории шоу-бизнеса
сертифицированный "золотой диск"), "Don't Sit
Under the Apple Tree" и "I Got a Gal In Kalamazoo", и играл соло
на тенор-саксофоне в "In the Mood" и "String of
Pearls". Он снимался в обоих фильмах с участием
этого оркестра - "Серенада Солнечной долины"
и "Жены оркестрантов". В 1942 г., когда Миллер
распустил оркестр, чтобы возглавить биг-бэнд
Военно-воздушных сил США, Бенеке также был
призван в армию и работал в другом коллективе -
биг-бэнде Военно-морских сил. После гибели Гленна
Миллера в 1944 г. вдова бэндлидера обратилась к
Бенеке с просьбой вновь собрать оркестр, что и
было исполнено в 1946 г. На протяжении четырех лет
Текс возглавлял оркестр Гленна Миллера, однако
затем покинул его, так как его не устраивало
требование промоутеров не вносить вообще
никаких изменений звучание и аранжировки
классических миллеровских хитов. С 1950 г. у Бенеке
был собственный оркестр, просуществовавший аж до
1999 г., когда он в последний раз выступил в
Кливленде. В это оркестре он по-прежнему исполнял
в том числе и музыку миллеровского периода, но
так, как он сам того хотел.
31 мая в Нью-Йорке умер один из крупнейших
мастеров латиноамериканской перкуссии - 77-летний
Эрнесто Антонио "Тито" Пуэнте. Вторым его
прозвищем, точнее - почетным званием, полученным
от поклонников, было El Rey - "Король",
настолько велико было его значение в истории
латинского джаза.
2 мая он был госпитализирован в Сан-Хуане
(Пуэрто-Рико) после того, как во время концерта с
Симфоническим оркестром Пуэрто-Рико
почувствовал боль в груди. В госпитале Павиа
кардиолог Мигель Кампос осмотрел его и назначил
курс антикоагулянтов, чтобы предотвратить
развитие аритмии. Когда Тито выписали, он
переехал в Нью-Йорк, где был поставлен в очередь
на операцию коронарного шунтирования в
медицинском центре Нью-йоркского университета.
Операция была назначена на 31 мая. В 11 вечера того
же числа Пуэнте скончался, не перенеся
хирургического вмешательства.
Тито Пуэнте был пятикратным
лауреатом "Грэмми" (последний раз - в
минувшем году за альбом "Mambo Birdland"), выпустил
свыше 100 альбомов и считался высочайшим
авторитетом в области игры на тимбалес. Но помимо
этого он был еще и выдающимся бэндлидером, через
ансамбли которого прошел весь цвет латинского
джаза, и крупным композитором - причем значение
его музыки выходит далеко за границы его жанра:
так, именно его песня "Oye Como Va" стала в начале
70-х одним из главных хитов мексиканского
рок-гитариста Карлоса Сантаны (а сам Тито,
заметим, выпустил ее еще в 1962 г.).
Пуэнте - не иммигрант, он родился в
Нью-Йорке 20 апреля 1923 г. Иммигрантами были
родители его родителей, еще в прошлом веке
поселившиеся в Испанском Гарлеме - первом
крупном латиноамериканском квартале Нью-Йорка.
Он получил прекрасное музыкальное образование в
престижной Джульярдской консерватории, играл не
только на тимбалес, но и на вибрафоне, фортепиано,
саксофоне, конго и бонго. Что касается его музыки,
то он не только джазмен - не меньший (а может, и
больший) вес имело его имя в мире традиционной
музыки мамбо. В 50-60-е гг. он был крупным
популяризатором мамбо и ча-ча-ча, в 70-е
переключился на афрокубинскую сальсу, а в 80-е и
90-е больше всего внимания уделял латинскому
джазу.
31 мая в США умер гитарист Джо Пума, который
в минувшие десятилетия играл в ансамблях Арти
Шоу, Херби Мэнна, Гэри Бертона и Кармен Макрэй. В
70-е годы у него был благосклонно принимавшийся
критикой и публикой дуэт с гитаристом Чаком
Уэйном. Пума выпустил несколько альбомов под
своим именем, последний из них - "It's a Blue World" -
вышел на лейбле Euphoria в 1999 г.