В Санкт-Петербургском ТЮЗе имени Брянцева поставили мюзикл «Ленька Пантелеев». Главный герой — реально существовавший налетчик, бывший сотрудник УГРО, ставший бандитом «лиговской» группировки, наводящий ужас на Петроград 20-х годов и убитый оперативниками во время облавы. Спектакль, придуманный драматургом Константином Федоровым, режиссерами Максимом Диденко и Николаем Дрейденом и композитором Иваном Кушниром воскрешает традиции питерского театрально-музыкального стеба начала 90-х — от перформансов Аукцыона до гениальной курехинской Поп-механики.
А еще есть прямые, совершенно сознательные ассоциации с брехтовской «Трехгрошовой оперой»: даже героиню авторы назвали Полиной Пичугиной (Дарья Румянцева) — эдакий респект в адрес Полли Пичем. И главный герой, стоя на эшафоте с веревкой на шее, поет арию —конечно, на сочиненную Куртом Вайлем, а весьма оригинальную, основанную на песне «Шар голубой». Работа композитора Ивана Кушнира, которой сделал необычные аранжировки и адаптации русского городского фольклора и авторских песен 20-х годов в духе совершенно современных кабаретных звучаний, заслуживает всяческих похвал. Как и работа режиссеров, в том числе Максима Диденко, выстроившего сложнейшую пластическую партитуру спектакля. С ней прекрасно справляются все актеры, но особенно выразительны Галина Самойлова (инфернальный Черный капитан, своей пластикой без единого слова комментирующий действие), Сергей Азеев (Митя, он же — реально играет на контрабасе), Борис Чистяков, Никита Остриков, Иван Стрюк (банда Пантелеева). Первый в этом списке Илья Дель — исполнитель роли Леньки Пантелеева, фантастически пластичный актер с редчайшей декадентской харизмой, которая встречается только в Питере.
Свой привет Брехту участники спектакля передают в середине действия, когда из зала выходит возмущенный «зритель», призывающий прекратить этот плагиат вкупе с апологией бандитизма. А апология и впрямь присутствует. И она вызывает полное одобрение: именно сейчас, когда общество зашло в тупик и погрязло в санкционированном бандитизме правящей элиты, настоящим героем может быть только молодой и наивный налетчик с «робингудовскими» замашками, которому, на самом деле, не нужны никакие деньги, а нужны лишь свобода и мечта. Дурацкая мечта, конечно, но какая красивая: собрать всех близких на белом пароходе и уплыть на нем в море, создав утопическое общество любящих друг друга людей, свободных от денег. Этот музыкальный спектакль, на который дети до 16 лет не допускаются, полный странных песен, необычных танцев, жестоких драк, клоунады и буффонады, остроумных текстов и выразительных инсталляций, иронично стилизующих приемы соц-арта, превращается в очень серьезный месседж. Кульминация — диалог Леньки и его друга милиционера Смирнова (Иван Батарев). Что же выбрать? Жить, как все в пошлости, стяжательстве и вранье или мечтать о свободной любви на белом пароходе?