Главная » 2013 » Март » 4 » Сокровища музеев мира
|
|
|
Сокровища музеев мира
Серов Валентин Александрович 1865, Санкт-Петербург – 1911, Москва
Сын рано умершего композитора А.Н.Серова. Формированием сына занималась мать – пианистка В.С.Серова. Учился в детстве у И.Е.Репина в 1870-е, в рисовальной школе Н.И.Мурашко в 1877, затем – в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ) и в частной мастерской П.П.Чистякова в 1880–1885. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909), воспитал плеяду крупнейших художников-экспериментаторов. Член Абрамцевского кружка (с 1875), член Товарищества передвижных художественных выставок (1894–1900), объединения "Мир искусства" (с 1900), Союза русских художников (с 1903) и других объединений. Академик (с 1898) и действительный член ИАХ (с 1903). Вышел из Академии в знак протеста после расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года. Был членом Попечительского Совета Третьяковской галереи, сыграл значительную роль в формировании ее коллекции. Серов – величайший русский портретист. В своем творческом методе он блестяще соединял традиции и новаторство. Современным течениям импрессионизму и модерну сумел придать неповторимое авторское своеобразие.
Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой
1887 Холст, масло 91 х 85
Картина передает атмосферу артистизма царившую в Абрамцеве. В ней воплотился идеал «отрадного», определивший дальнейший путь русского импрессионизма. В центре – портретный образ старшей дочери С.И.Мамонтова Веры. Художника увлекает гармоничный внутренний мир этой маленькой «музы» Абрамцевского кружка. Вокруг портретного изображения девочки Серов «собирает» фрагменты интерьера, пейзажа, натюрморта. Льющийся из окна свет растворяет контуры предметов. Помещенную против света фигуру модели, Серов написал в теплых тонах – контрастных холодным тонам пространства. Эти импрессионистические открытия, а также цветовые рефлексы, дробные мазки наполняют изображение внутренним движением, организованным вокруг центрального композиционного треугольника. Картина обладает особой притягательностью благодаря «обратной композиции», развернутой на зрителя. Нетерпеливость позы модели соединяется с задумчивостью, таящейся в глубине ее черных глаз. Художник достигает равновесия душевного состояния девочки и окружающего ее мира.
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович
1888 Холст, масло 89,5 х 71
Художнику позировала Мария Яковлевна Симонович (1864–1955), его кузина. Своеобразие композиции выразилось в том, что модель помещена под сенью деревьев. Дробными мазками Серов передает игру солнечных зайчиков, мелькание цветных теней. Теплые, ласковые лучи не нарушают завороженного состояния юной героини. Ее расслабленная поза усиливает впечатление растворенности в световых бликах и радужных всполохах. Цветными импрессионистическими рефлексами покрыты только лицо, белая блуза и руки девушки, а обрамляющие ее фигуру детали написаны темными красками. Поражает мастерство художника в изображении глаз модели, из которых словно струится тихий свет. Так возникает образ взаимопроникновения солнечного света и света человеческой души.
Октябрь. Домотканово
1895 Холст, масло 48,5 х 70,7
Среди немногочисленных пейзажей Серова это полотно занимает особое место. В нем художник достигает поразительной простоты, непритязательности и одновременно концентрации присущего ему восприятия родной природы. Серов смотрел на жизнь русской деревни с обостренным чувством боли, ничего не приукрашивая. Поэтому художественный язык его полотна суров и сдержан, цветовой строй ограничен охристо-серой гаммой. Одновременно блеклые краски поздней осени рождают настроение молчаливого покоя, простора и грустного уединения, созвучных созерцательной душе художника. Центром композиции воспринимается фигурка деревенского пастушка. Он пристроился возле тропинки, уходящей в глубь поля, и погружен в починку сбруи. Изображение стада, отодвинутое в глубину, создает ощущение расширяющегося пространства. На дальнем плане преобладают горизонтальные ритмы, постепенно размывающие очертания обветшалых изб и деревьев. Серое сумрачное небо мягко окутывает этот заброшенный уголок русской природы.
Портрет великого княза Павла Александровича
1897 Холст, масло 166,7 х 149,5
Работая над официальным портретом, Серов часто уходит от анализа внутреннего мира портретируемого, сосредотачиваясь на выразительности художественной формы. В портрете великого князя Павла Александровича (1860–1918), брата императора Александра III, художник эффектно соединяет старую традицию парадного портрета и импрессионистическую живописную манеру. Композиция строится на контрасте темного силуэта коня и фигуры князя в великолепном серебристо-золотом мундире генерала лейб-гвардии Конного полка. Особенно виртуозно написаны золотая кираса и шлем, в которых отражаются окружающие постройки. Обращает на себя внимание контраст маскообразного лица портретируемого, превращенного почти в гипсовый слепок, и выразительной морды породистого жеребца. В 1900 Серов получил за этот портрет Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Портрет М.Н.Ермоловой
1905 Холст, масло 224 х 120
Петр I
1907 Холст, масло 68,5 х 88
Серов обращается к ретроспективному жанру, воплощая свой замысел в форме графической картины. В личности императора Петра I художник видел не столько политического реформатора, сколько великого маэстро, зодчего, строителя Санкт-Петербурга. Художник и критик А.Н.Бенуа писал об образе, созданном Серовым: «Он похож на божество рока, которому подчиняются даже стихии… Петр движется как автомат… как фантастический механизм, завод которого в руках Верховных сил». Выбирая точку зрения снизу, художник подчеркивает грандиозность стремительно движущейся фигуры императора. Рассуждая о Петре, Серов заметил: «А он был страшный: долговязый… при этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудищем казался этот человек иностранцам и как страшен был тогдашним петербуржцам». При всей гротескности облика царя художник выразил ностальгию своего времени, времени заката русской государственности по яркой энергичной личности на русском престоле.
Портрет Г.Л.Гиршман
1907 Холст, масло 140 х 140
На портрете изображена Генриетта Леопольдовна Гиршман (1885–1970), жена финансиста и мецената В.О.Гиршмана. В этом произведении Серов вступает в диалог с великими живописцами прошлого, поднимаясь на высочайший уровень мастерства. Он создает многоплановую композицию, портрет-картину, полную многомерного смысла. Стремясь к лаконичной выразительности, художник избирает квадратный формат, а в колорите – насыщенное звучание черного и белого. Для достижения благородной бархатистой живописной поверхности Серов обращается к технике темперы. Исполненная достоинства поза модели приковывает внимание. Пластичность фигуры, энергичный жест руки контрастируют с лицом подобным прекрасной маске. Важную роль играет эффект двойного отражения. В глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели, но и автопортрет художника за работой. Сопоставляя убежденную в своей неотразимости модель и собственное едва заметное отражение, Серов размышляет о различных системах ценностей, в которых живут художник и героиня его портрета.
_________________ Человек покупает ту собаку, которой достоин
|
|
|
Просмотров: 406 |
Добавил: repley
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Меню сайта |
|
|
Мини-чат |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Архив записей |
|
|
|