Путешествие в русский Казахстан
Новокузнечанин Сергей Левин – один из ветеранов внедорожного движения на юге Кузбасса. Редкий трофи-рейд или таежная экспедиция обходится без его участия. На карте Кузбасса и окрестных областей давно не найти мест, где бы не осталось отпечатков колес его внедорожника. Неудивительно, что маршруты Сергея теперь все чаще пролегают по территории сопредельных государств.
На этот раз Сергей Левин отправился в Казахстан на седьмой международный внедорожный фестиваль «Алтай.KZ-2012», который проводился в окрестностях города Риддер Восточно-Казахстанской области.
- Вообще, фестиваль был только предлогом, - рассказывает Сергей. – Меня давно интересовали эти места – осколок бывшей Российской империи, ныне отошедший к Казахстану. Здесь до сих пор преобладает русскоязычное население, и, в отличие от нашего Алтайского края, здесь много шахт и рудников. Словом, интерес к поездке был в первую очередь этнографическим.
В путь мы выдвинулись на двух автомобилях – хорошо подготовленном к бездорожью Toyota Land Cruiser и приспособленном для путешествий комфортабельном автофургоне, который построен на базе полноприводной Toyota Dyna. Первый шок случился на российско-казахстанской границе. Стояли в очереди на выезд три часа. На казахской стороне досмотр и проверка документов заняли считанные минуты. Въезд в Республику Казахстан возможен по внутреннему российскому паспорту. Раньше необходима была регистрация при нахождении в стране свыше пяти дней. Сейчас этот закон отменили и без виз и регистраций здесь можно находиться до 30 дней. Никаких злоупотреблений со стороны казахских правоохранительных органов по этому поводу не было.
Обязательную страховку, типа нашей ОСАГО, можно купить прямо на границе, стоит это в пересчете на наши деньги около 400 рублей на 15 дней. Причем при покупке на российской стороне страховка обходится чуть дешевле. Солярка, на которой работали наши автомобили, в Казахстане стоила всего около 20 рублей за литр.
Дороги здесь, прямо сказать - средненькие. Наши качеством получше будут. Но все это с лихвой окупается доступностью природных достопримечательностей. У нас, чтобы попасть, скажем, в горы, нужно огибать территории заповедников, пересекать режимные территории... В Казахстане все просто – сел на машину и поехал.
Билет на все семь дней фестиваля стоил около 3000 рублей. Сам фестиваль оставил двойственное впечатление. С одной стороны, организаторы очень старались – привезли из Усть-Каменогорска и оборудовали большую сцену с очень хорошим звуком, ежедневно проводили концертную программу с участием музыкальных коллективов (обычно концерты устраивают только на открытии и закрытии), придумали экскурсии для участников фестиваля; отлично работала также служба безопасности. С другой стороны, не очень удачно было выбрано место базового лагеря – болотистая поляна на берегу реки. Сибиряков этим удивить трудно, да и передвигаться по территории приходилось в резиновых сапогах – столько было грязи. И пока Новокузнецк изнывал от жары, здесь каждый день шли дожди. К тому же лагерь находился далековато от цивилизации - до ближайшей деревни было километров пять, при полном отсутствии дорог. Еще в Риддере, на месте сбора фестивальной колонны, нам сказали, что мы на наших подготовленных машинах туда вообще не проедем! Мы не поверили, и совершенно напрасно. Пожалуй, впервые фестивальный лагерь находился в столь труднодоступном месте.
Народ на фестиваль собрался самый разный – из всех уголков Казахстана и России. Из Кузбасса, кроме нас, были еще беловчане. Самые восточные гости фестиваля приехали в Риддер из Хабаровска, самые западные – из Чехии.
Было весело. Каждое утро лагерь обходила «скорая похмельная помощь». Каждый день в новых костюмах и с новым ассортиментом средств от головной боли – кому-то предлагались таблетки, кому-то - рассол, кому-то – чарка горячительного, кому-то – просто топор…
Одной из самых запомнившихся фестивальных экскурсий было организованное посещение пика Ворошилова. До окрестностей этой вершины высотой 2776 м фестивальная колонна добиралась по горному серпантину полтора часа. В итоге доехали до красивого горного озера, находящегося на высоте более 2000 м. Местами здесь лежал снег, но это не помешало самым смелым искупаться. Остальные исследовали заброшенные штольни, оставшиеся от некогда работавшей здесь шахты. Запомнился ручей, берущий начало в одной из штолен, текущий в никуда и уходящий прямо в каменистую почву.
Риддер – относительно небольшой город (всего-то около 58000 жителей), со всех сторон окруженный горами. Через него протекает река Ульба, чем-то напоминающая нашу Терсь. Но горожане из нее воду не берут, предпочитая находящийся за несколько километров горный ручей Громотуха (по размерам он похож на нашу Абу). От Громотухи в город когда-то давно был проложен деревянный водовод – большая, почти два метра в диаметре труба из лиственницы, скрепленная деревянными же обручами. То здесь, то там из него бьют фонтаны, зимой водовод и вовсе обрастает ледяными горками. Любопытно, что когда-то такой же точно водовод существовал и в Новокузнецке. Он был проложен от насосной станции на Томи в сторону КМК. Сейчас на этом месте находится улица Хлебозаводская.
Зимой Громотуха промерзает до самого дна. Чтобы не остаться без питьевой воды, еще в 30-е годы прошлого века в верховьях ручья силами заключенных соорудили большую деревянную плотину. Вот туда-то мы и отправились. Ехать пришлось 70-80 км, и преодолевали мы их 4 часа – это была настоящая «джиперская» дорога через три перевала. Пока ехали, не раз останавливались полюбоваться горными пейзажами.
Плотина, конечно, поразила масштабами. Построенная из лиственницы много десятилетий назад, она до сих пор функционирует. Кстати, здесь же, в горах, раньше стояли небольшие ГЭС, построенные либо еще до революции, либо в первые годы советской власти. Там до сих пор сохранилось раритетное оборудование, которое когда-то везли сюда из США и непонятно как доставляли в горы при полном отсутствии дорог. Запомнилась, например, ручная кран-балка. Сейчас эти мини-ГЭС бездействуют, здесь живут лишь сторожа.
После фестиваля мы посетили еще Усть-Каменогорск и прогулялись по набережной Иртыша. А потом отправились на отдых за 150 км в район Бухтарминского водохранилища - здесь вода остается теплой до середины сентября. Здесь, на берегу, случайно встретили знакомых новокузнечан. Вообще, на берегах Бухтармы очень дешевая рыба. Полведра рыбы, чем-то похожей на нашего хариуса, мы запросто обменяли на бутылку газированной воды. Местные жители больше заняты не рыбной ловлей, а бизнесом по разведению раков. Ведро раков здесь можно купить рублей за 200. Если проехать чуть дальше, в сторону Курчума, то попадешь в край арбузов. Цены на бахчевые культуры по нашим меркам - бросовые.
Продукты в магазинах в Казахстане стоят примерно столько же, сколько в России, а вот услуги заметно дешевле, в т.ч. и такие полезные для путешествующих автомобилистов, как, например, шиномонтаж. Отношение к россиянам со стороны местных гаишников в Восточном Казахстане вполне лояльное. Нужно лишь помнить о законах страны. Так, с января нынешнего года при движении по городу следует обязательно пристегиваться ремнями безопасности, а на загородной трассе включать фары.
В качестве сувенира из Казахстана можно привезти отличный коньяк, который делают на местных заводах, построенных французами. Стоит такое удовольствие всего около 200 рублей за бутылку. Конечно, существуют ограничения на количество вывозимого из республики спиртного, но пограничники смотрят на содержимое багажа туристов сквозь пальцы. Добраться на автомобиле из Новокузнецка до этих мест вполне реально дня за полтора.
"Франт".
*Частичное или полное использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
Для участия в обсуждении необходимо войти на сайт.