Нельзя быть большим роялистом, чем сам Король!
На первом этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца по планам Растрелли 1750х годов на месте нынешнего зала № 12 не было жилых помещений. Здесь размещалась передняя одного из подъездов со стороны Невы (от неё-то и остались опорные столбы и сводчатые потолки в залах номер 12 и 13). При возобновлении дворца после всё, кроме самих стен, пожравшего грандиозного пожара 1837 года Александр Павлович Брюллов создаёт здесь, в Четвёртой запасной половине, комнаты для дочерей Императора Николая Первого. Эту гостиную залу замечательный архитектор оформил в стиле готического храма. Наш "трижды романтический Император" отдавал такой манере исполнения явное предпочтение. О, чудо! Именно этот зал сохранил и сейчас архитектуру Брюллова! В коллекции Русского музея Императора Александра Третьего сохранилось уникальное изображение этого помещения сделанное в 1840е годы не кем-нибудь, а будущим адмиралом Фёдором Осиповичем Юшковым, участником обороны Севастополя и защиты Кронштадта, который был весьма разносторонней и одарённой личностью! Вот оно.На выходе из зала виднеются синие стены библиотеки Великих Княжон, в это же время оформленной Брюлловым, изображения которой мне не известны.
В этом зале в конце морозного февраля 1855 года под балдахином было выставлено для публичного прощания тело покойного Императора Николая Павловича.
Г.И. Беггров по оригиналу К Тейхеля. Литография
После того, как дочери Императора выросли и вышли замуж, их комнаты опустели. В 1856 году Четвёртую запасную половину переделывает Штакеншнейдер для ВК Николая Николаевича Старшего и его молодой супруги. Однако, изменения не касаются Готического зала. Вот каким помещение увидел Гау в 1860 году. Изменений, как можно заметить, не много. Мне не попадалось фотографий Готической залы времён проживания здесь детей Императора Николая Второго. А эта фотография сделана мною в 2011 году. Ну, хоть так...
|
|