Фауст Сокурова
Я долго думала, стоит ли "цеплять" сюда мои рефлексирования по поводу сокуровской "экранизации", потому что формально фильм - не Фауст Гете, это Фауст Сокурова. Со всеми вытекающими. И дело не в очевидности обращения Сокуровым только к первой части гетевских размышлений. Эта "кастрация" как раз предсказуема - Сокурову не нужны ответы, ему достаточно вопросов, да и спасение/наказание героя ему тоже не важно. А вот возможное раздражение приверженцев классической трактовки Фауста от попытки Сокурова - от ключевых филосовских посылов до мелких деталей, образов персонажей - вполне ожидаемо. Тут уж конечно не будет, например, ни пуделей, ни франта-искусителя Мефистофеля - напротив, уродливый, даже жалкий, на первый взгляд (только на первый), лавочник. Всё так, но все же это "Фауст". Причем, на мой взгляд, одна из самых удачных возможных его визуализаций.
Правда, с оговоркой. В первом приближении Фауст Сокурова - это вполне самостоятельное произведение. Но, опять же, только в первом. В моих ощущениях фильм - обязательная часть тетралогии. Первая ли (о чем прочла недавно в интервью самого Сокурова, что Фаустом тетралогия должна была открываться, но обстоятельства распорядились иначе), или финальная – не мне спорить с автором, но для меня она, безусловно, закольцовывает попытки Сокурова осмысления человека во власти. Ставит не точку конечно, но многоточие. Громко, жестко, наотмашь ставит.
И да, она Ключ к циклу.
То есть, если отбросить многословие размышлений о предыдущих фильмах (о них можно много и спорно говорить), одной подспудной мыслишкой после Тельца было - как жалок этот властитель дум. Но тут Сокуров подкидывает Молох и… - как страшен своей обыденностью он же. Но опять же, если было бы только телец-молох, то получилось бы однобоко и плоско. Сокуров добавляет Солнце… - как одинок бедняга: то ли бог своего народа, то ли раб. А вот Фаустом объединяет их всех - к слову, формой напомнило мне венок сонетов - эдакий миленький круг ада (для себя и тех, кого за собой повел) собственными руками, независимо от побудительных причин. Правда, здесь правит бал не дантевское "оставь надежду всяк сюда входящий", а Ницше - если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя. Кстати, из почти двух с половиной часов концовка минут двадцать возможна и чрезмерно для кого-то символична, точнее, аллегорична - как будто специально Сокуров отходит от привычной камерности не только двухчасового неспешного повествования этого фильма, но и всего цикла - меня устроила полностью. Реплики доктора Фауста по дороге в свое собственное величие, как ему кажется, но которое неизбежно станет его адом, можно растащить на эпиграфы к предыдущим частям тетралогии.
Вот поэтому, будь Фауст первым в цикле, посылы Сокурова в последующих частях были бы прозрачнее зрителю, но лишены некого нарастающего ощущения понимания авторской мысли с каждым последующим "портретом". Во всяком случае, у меня так было. И еще я все больше убедилась, Сокуров ни в коей мере не заигрывает со своим зрителем, чтобы тот его понял. Это проблемы зрителя, ежели тот не захотел посмотреть в бездну вместе с автором.
Один из лучших фильмов в моей коллекции за последнее время.