ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА (День Авиации), ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА
В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных.
Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:
1 мая 1918 г. - первый военный и авиационный парад в РСФСР.1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.
В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё опознавательные знаки Русской Армии.
С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.
После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.
Сохранилась картина неизвестного художника, посвящённая этому событию (спасибо
Марку Кожура).
Любопытно, что латышские стрелки под командованием И.И.Вацетиса потребовали, чтобы военный парад принимал именно В.И.Ленин, а не Л.Д.Троцкий (только что назначенный наркомом по военным делам), имевший низкий авторитет в войсках -
это так же отражено на приведённой здесь картине (Троцкий стоит в сторонке).
17 января 1921 г. - принят первый советский законодательный акт по авиации - Декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».
1 мая 1921 г. - открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орёл-Харьков (обслуживалась старыми самолётами «Илья Муромец»).
1 мая 1922 г. Открылась первая в СССР международная авиалиния Москва-Кённигсберг (авиакомпания Дерулюфт).
9 февраля 1923 г. - Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» - официальная дата создания гражданской авиации СССР.
8 марта 1923 г. - создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое принимало участие в оборудовании аэродромов, собирало средства на строительство самолётов для Военно-воздушных сил РККА, проводило Всесоюзные планерные соревнования в Крыму.
17 марта 1923 г. - создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт» с уставным капиталом 2 млн. рублей золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых авиалиний, а также развитие отечественной авиационной промышленности.
3 сентября 1923 г. - В.И.Ленин и Н.К.Крупская внесли шесть личных червонцев золотом в АО «Добролёт» для покупки пассажирского самолёта Юнкерс Ю-13 «Правда».
23 января 1927 г. - образовано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству - ОСОАВИАХИМ (с 1951 -ДОСААФ СССР, с 1991 - РОСТО).
20 марта 1930 г. - на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана образовано Высшее аэромеханическое училище (с 29 августа - Московский авиационный институт).
26 июня 1930 г. - под Воронежем под руководством Л.Г.Минова началась первая в СССР массовая подготовка парашютистов для выполнением прыжков с самолёта. Этот день считается днём рождения советского парашютного спорта.
27 апреля 1932 г. - Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
2. УЧРЕЖДЕНИЕ «ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР» (Дня Авиации).
Командующий ВВС РККА Я.И. Алкснис в ноябре 1932 года внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета (высшего военного органа СССР) предложение ВВС об учреждении нового праздника - «Дня авиации», «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» (www.kurzemesavio.ru/alksnis.html).
Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе ("наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС") в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.
Ранее регулярных авиационных праздников ни в царской России, ни в СССР не было.
Указанное предложение было рассмотрено в Правительстве и ЦК, после чего
28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».
Так, с 1933 года возникла традиция ежегодно 18 августа проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР. Этот праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.
В некоторых источниках сказано, что выбор даты был связан с десятилетием создания 18-го августа 1923 года службы по надзору в сфере гражданской авиации.
По другим данным (И.И.Родионов http://www.airforce.ru/history/chronology) -
«в первый раз в 1933 году решили сделать праздник 18 августа - выходной по шестидневке. К этому дню за заслуги в развитии планеризма С.В.Ильюшин был награжден орденом Красной Звезды. П.И.Баранов получил орден Ленина».
День Воздушного Флота СССР праздновался ежегодно 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.
Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года.
В дальнейшем, в Домодедово проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники (последний в 1967 г.).
В 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.
В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились.
Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.
Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДАСААФ.
Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г. в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).
Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР - так официально называлось это мероприятие, на которых мне довелось присутствовать (с 1981 г. по 1991 г.), проводились по одному сценарию.
Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.
Официальная часть отрывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.
С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы, рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.
Потом часовой перерыв, во время которого можно было закусить и немного выпить за накрытыми в фойе столами. Играл военный духовой оркестр (с обязательным «Маршем авиаторов»), желающие могли потанцевать.
Завершал это торжественное собрание Большой праздничный концерт с участием наиболее популярных и известных артистов, певцов и танцоров.
Запомнилось выступление знаменитого киноактера Н.А. Крючкова, который вместе с военным ансамблем исполнил знаменитые песни из кинофильма «Небесный тихоход».
Иногда проводилась видеосъёмка этого концерта и тогда в воскресенье запись концерта, посвящённого Дню Авиации показывали по Центральному телевидению.
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ НА ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ "ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР"
(при наведении курсора открывается разворот)
Проведение торжественных заседаний к Дню Воздушного Флота СССР продолжалось до августа 1991 года. Это заседание
16 августа мне особенно запомнилось не только потому, что для меня оно было последним, а скорее всего по эпизоду, когда в самом начале заседания в президиум тихо прошли несколько человек, в которых все с удивлением узнали самых первых лиц из руководства Страны (кроме Горбачева).
Это были: Г.И. Янаев (вице-президент СССР), Д.Т. Язов (Министр обороны), О.Д. Бакланов (зам.пред. Совета Обороны),
Б.К. Пуго (Министр внутренних дел). Никогда до этого, такие высокие руководители не посещали торжественные заседания, посвящённые Дню Авиации.
Никто из них не выступил. Они ушли раньше других, также тихо, как и появились.
Для нас всех это было загадкой.
И только в понедельник 19 августа мы все узнали, что эти самые руководители СССР, присутствовавшие на праздновании Дня Авиации в Зале им. Чайковского, образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) и предприняли неудавшуюся попытку спасти СССР и КПСС от надвигавшегося разрушения.
4. ПРАЗДНИКИ АВИАТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1992 года
Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. N 3564-1 был установлен
праздник
День Воздушного Флота России (третье воскресенье августа).
Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 № 949 был впервые
установлен праздник
День Военно-воздушных сил России - 12 августа
(празднуется в День Воздушного Флота), в честь события 1912 года,
когда приказом Военного ведомства (Военного министерства России)
от 12 августа вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного
управления Генерального штаба.
С 1997 года эту дату (12 августа) принято считать днём создания военной авиации в России.
Впервые, обоснование даты празднования Дня Военно-воздушных сил России опубликовано
в журнале "Авиация и космонавтика" № 6 1996 года (http://lib.rus.ec/b/190249/read#t1).
Речь идёт о приказе № 397, подписанном временно Управляющим Военным Министерством
Инженер-генералом
А.П. Вернандером 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года
по которому, согласно "повелению" Николая II от 22 ноября 1911 года (5 декабря по н/ст),
все вопросы воздухоплавания в армии сосредотачивались в главном управлении
Генерального штаба (ГШ) и утверждается штат (штатное расписание, т.е. оклады и численность
чиновников) воздухоплавательной части (подразделения) управления Генштаба.
Это подразделение Генштаба возглавил генерал-майор генерального штаба
М.И. Шишкевич
(с годовым окладом жалования, по этому штатному расписанию, 2605 руб. 28 коп.)
Однако, уже в декабре 1913 г. (приказом Военного министра от 20.12.1913 № 666) эта
воздухоплавательная часть (подразделение) управления Генштаба была расформирована,
а её функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательному
отделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части
организации боевой подготовки - в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_военно-воздушный_флот_России).
Да и сам пиказ № 397 от 12.08.1912 военные чиновники выпустили только через полгода
после соответствующего повеления Николая II 5 декабря 1911 года (по новому стилю).
Поэтому, «привязка» Дня Военно-воздушных сил к дате 12 августа 1912 г. - как дате основания
Военно-воздушных сил России, является малоубедительной, скорее уж надо рассмотреть дату
"повеления" царя - 22 ноября 1911 года (5 декабря) или дату "высочайшего утверждения"
- 9 июля 1912 года (22 июля) (см.
копию приказа № 397).
На мой взгляд, за дату создания
Военно-воздушных сил России надо принять дату 24 июня
1913 года (7 июля по н/ст), когда Николай II присвоил офицерам, имеющим звание военного
лётчика право ношения отличительного знака, согласно прилагаемого рисунка и описания
(Приказ Военного ведомства от 3 июля 1913 года № 417).
Существует и другая дата зарождения военно-воздушных сил России - 6 февраля (19 февраля но новому стилю) 1910 года,
когда Николай II "соизволил одобрить" работу Особого комитета по усилению военного флота" вел.князя
Александра Михайловича ("Родная газета" № 3(276), 16 февраля 2010 г.)
(http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=26578&issue=407).
После 1991 года появилось множество "отраслевых" праздников авиации, увязанных с историческими датами:
Командующий ВМФ назначает праздник -
День авиации ВМФ (4 июля 1916 года), Командующий Сухопутными войсками -
День армейской авиации (28 октября 1948 года), появляется
День дальней авиации (23 декабря 1913 года) ,
затем
День военно-транспортной авиации (1 июня 1911 года).
А вот у
гражданской авиации возникли сразу два праздника в году: - 9 февраля (1923 год) и 7 декабря (1996 год).
Новые праздники авиации создавались в большой спешке, поэтому возникло много путаницы в датах.
Например, День Авиации ВМФ надо праздновать 4 июля (а не 17-го) т.к. событие к которому пытались привязать новый праздник, хорошо известно и датируется 21 июня 1916 г. по старому стилю или 4-го по новому
(победа в воздушном бою четырёх русских гидросамолётов М-9 над четырьмя немецкими у мыса Рагоцем в Рижском заливе)
(http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/41.html).
На мой взгляд, все решения последних двадцати лет по авиационным праздникам являются политическими и имеют целью дальнейшую десоветизацию российского общества (вспомним малоубедительный праздник 4-го ноября).
Какого-либо серьёзного исторического обоснования эти новые праздники не имеют.
Необходимо отметить, что во всех последних Указах и Постановлениях о новых авиационных праздниках Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о создателях авиационной техники, учёных, конструкторах и испытателях - работниках авиационной промышленности.
Это косвенно говорит о том, что, в современной России, авиационная промышленность, как отрасль народного хозяйства, к сожалению, не имеет места. Этот очерк я начал готовить ещё в апреле 2011 года, когда с удивлением узнал, что даже в среде продвинутых любителей авиации существуют разночтения и путаница в истории и датах современных праздников авиации и праздников авиации СССР.
Первый авиационный праздник, посвящённый Дню Воздушного Флота СССР, состоялся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе 18 августа 1933 года (на терр. Ходынского поля).
В Ленинграде 18 августа 1933 года состоялся парад частей ВВС РККА на Комендантском аэродроме.
Надо отметить, что начиная с 1935 года авиапарады, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино, в выходные дни, т.е. не были жёстко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.
После войны некоторые авиапарады проводились в Тушино вообще в июле (1951 г.- 8 июля, 1952 г. - 27 июля).
Копылов Е.В.
- ветеран авиапрома СССР
18.07.2011
с дополнениями 2011-2013 гг.
3. ПРАЗДНОВАНИЕ «ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА» в СССР.
В довоенные годы празднование Дня Воздушного Флота СССР в основном заключалось в подготовке и проведении масштабных авиапарадов в Тушино, требовавших большого времени, средств и хороших метеоусловий.
После войны воздушные парады проводились только в Тушино и не каждый год.
Посмотреть документальные фильмы о Воздушном параде можно в Кинозале сайта.
Интересный очерк о параде в Тушино в 50-е года оставил «старый москвич» Анатолий Мурадов (http://www.ilplane.ru/cl/Pervym_delom__samolety.html).
* * *
Если меня спрашивают: «когда же всё-таки праздновать День Воздушного Флота?», я всегда отвечаю: настоящие авиаторы начинают праздновать 18 августа и продолжают до третьего воскресенья августа….
(или наоборот).
Наш тост: "... за День Авиации! За тех, кто в небе! Наше троекратное Ура! Ура! Ура!"
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Личный архив автора сайта.
Шахурин А.И. «Крылья победы» М.Политиздат 1990.
Яковлев А.С. "Цель жизни" М.Политиздат, 1987 г
Авиация и воздухоплавание до Второй мировой войны (http://www.retroplan.ru)
Материалы Центрального государственного архива Советской армии.
Материалы Центрального музея ВВС.
Большая Советская Энциклопедия.
5. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ 12 АПРЕЛЯ (День космонавтики)
В ознаменование первого полёта человека в космос, по предложению Лётчика-космонавта СССР
Г.С. Титова (26 марта 1962 г.), в СССР установили новый праздник "
День космонавтики 12 апреля" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 г.).
В настоящее время, «День космонавтики» отмечается как памятная дата в соответствии со
статьёй 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных
датах России» (http://ntc.duma.gov.ru/duma_na/asozd/asozd_text.php?code=22479).
Всемирный день авиации и космонавтики 12 апреля был предложен СССР 30 ноября 1968 года на
заседании 61-й Генеральной конференции (Лондон) Международной авиационной федерации (FAI)
(http://www.fai.org/about-fai).
Этот день - 12 апреля был утверждён как Всемирный день авиации и космонавтики Советом
Международной авиационной федерации 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного
спорта СССР (
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/2118/День).
В этот день ветераны авиапрома отмечают ещё одно памятное событие:
12 апреля 1937 года родился Герой Советского Союза,
космонавт-испытатель Минавиапрома СССР, командир отряда
космонавтов-испытателей ОК «Буран»,
заслуженный лётчик-испытатель СССР
Игорь Петрович ВОЛК
(http://mapsssr.ru/piloty.html).
Поздравляем Игоря Петровича с 75-летием!