Человек не утративший чувства собственного достоинства…
Острожная тетрадь
Жанр острожной поэзии, как разновидность народного творчества в русской литературе, существует едва ли не со времен Ивана Грозного. Прираставшее Сибирскими землями Московское царство нуждалось в местах не столь отдаленных на вновь завоеванных территориях с суровым климатом. Где же, как ни там создавать остроги для «перевоспитания» оппозиционных режиму бояр и их челяди?
Уже в ту пору появляются типичные и для более поздних эпох образы. Это «бесконечно долгий, этап» по которому гонят в неволю, лишенных прав и состояния, бедолаг, избежавших казни. Это «сырая темница» или «подземный рудник». Замечу, что заложенная тираном Грозным традиция лишать и гнать по этапу дожила, в общем-то, без изменений до середины ХХ века! Так что пласт общественного сознания, затронутый острожной песней, более чем глубокий.
Однако, настоящий оставивший след в общественном сознании всплеск острожной поэзии-песни, исследователи относят к началу Х1Х века и связывают это явление с волной репрессий по отношению к участникам выступления на Сенатской площади, названных позднее Декабристами. Появление за острожными стенами Акатуя и Нерчинска людей образованных не могло не повлиять на стилистику и направленность острожного творчества. Людям, вообще, присуще творчество в самых даже казалось бы невыносимых условиях. В этом кроется и один из секретов выживаемости политических ЗК в более поздние эпохи. Отголоски острожного фольклора мы слышим и в творчестве Пушкина, обращался к нему и Лермонтов. Помяловский, Кольцов, Алексей Толстой, Лев Николаевич Толстой – имен маститых литераторов черпавших сюжеты в острожных песнях и балладах немало.
Эпоха войн и революций, повлекшая крушение Империи и создание ее модернизированной формы СССР, востребовала новую форму острожного содержания, значительно умножившихся по сравнению с царскими временами оппозиционеров и недовольных. Так появилось Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Миллионы прошедших эту Сталинскую форму «социальной защиты» граждан сформировали в обществе комплекс вины перед теми, кто был без вины осужден и отбывал срок за колючей проволокой. Отсюда и последующая популярность такой разновидности острожной песни, как «блатной шансон».
В лагерях оказывались люди разной степени одаренности и образованности,
что тоже влияло на уровень творческого осмысления происходящих в лагере событий. Ведь лагерь, по сути дела, это микро уровень, микро модель тоталитарного общества. Поэтому все, что происходило в лагере являлось типичным для несвободного общества в целом. Мне кажется очень важным то, что последующие эпохи: крушения СССР, появление новых тенденций в мире и на пост-советском пространстве,- не стерли остроты проблем затрагивающихся в острожно-лагерном фольклоре. Мы продолжаем жить в тени рухнувших памятников. А многие и сегодня ностальгируют по «сильной руке хозяина». Тем важнее и актуальнее становятся свидетельства той поры, дающие нам пищу к размышлениям. В конце концов, пора бы нам уже выучить уроки истории и перевернуть страницу учебника написанного товарищем Сталиным!
Вместе с тем, эпоха Гулага породила множество схожих сюжетов и мифологических лагерных персонажей – типажей. Это, например, сюжет о восстании в лагере. Или образ «хозяина» – начальника лагеря или всей страны. Типичны для таких песен образы непокорных ЗК, отрицающих любую возможность сотрудничества с режимом. Или, напротив, так называемых «ссученных» ЗК идущих в услужение «хозяину». Произведения, отбывавших, почти пожизненные сроки авторов, как правило, не записывались. Они передавались в устной форме от автора к автору от исполнителя – к исполнителю. Многие из них наивны и литературно слабы. Есть пара тройка канонических текстов типа «Окурочек» или поэма «Товарищ Сталин вы – большой ученый», «Письмо к товарищу Ленину» и т.п.
Сюжет лагерного восстания бродил в устных пересказах по лагерям и пересылкам, начиная с конца 40-х прошлого века. Это связано с тем, что в тот послевоенный период в Лагеря были брошены многие тысячи прошедших фронт штрафников или военнослужащих побывавших в немецком плену. Отголоски этого творчества людей прошедших ад фронта и угодивших в чистилище лагеря докатились до нашего времени.
Не так давно мне в руки попал список поэмы неизвестного ЗК о событиях в таежном лагере, примерно в 1947-50-м году. Рукописный вариант лагерного творчества, как я говорил уже выше, достаточно редок. Поэтому мой друг, подполковник Виктор Романчук, многие годы, служивший в управлении внутренней безопасности Департамента пенитициарных заведений РМ, к которому после очередного «шмона в зоне» этот список попал, передал его мне. У Виктора за годы службы собралась интереснейшая коллекция подобных произведений. Но столь обширный по объему материал мы увидели впервые.
Поэма была написана с множеством стилистических ошибок и литературных ляпов в типичной для лагерного автора манере. И все же, что-то в ней было такое, что заставило меня взяться за редактуру первичного уровня. В отличие от всех ранее виденных мной текстов в этом списке прозвучал явный политический контекст. Обычно, лагерные поэмы не содержат критики «хозяина». Они взывают к нему, как к высшему суду справедливости, уповая на милость власти. Здесь же власть, «хозяин», были представлены в исключительно негативном античеловеческом виде. Искренняя боль и протестные мотивы неизвестного автора меня покорили. Мы попытались с Виктором установить личность человека причастного к написанию этого списка, но кроме смутных кличек и общих данных ничего не нашли. Видимо годы надежно укрыли в своей толще подробные биографические данные автора списка. Но есть основания полагать, что это выходец из наших краев, репрессированный примерно в 1947 году житель Левобережной стороны, уроженец Григориопольского или Дубоссарского района по фамилии Мокрак или «Мокрый» в лагерном варианте. Осужден он был по 58 статье Тираспольским отделом МГБ. Вот и все, что мы смогли накопать об авторе.
Очевидно, что это был настоящий лагерный «мужик», человек не утративший чувства собственного достоинства. Что примечательно, в изначальном списке не было любования блатной романтикой, столь характерной для нынешних современных стилизаций этого жанра. А это свидетельствует о том, что автор не был уголовником.
Так или иначе, завершив первичную редактуру поэмы, выстроив связный сюжетный ряд, я показал ее моему старшему коллеге поэту – публицисту, прошедшему во время оное «Школу Гулага» – Борису Мариану.
Борис Тихонович, ознакомившись с текстом, также отметил эту нехарактерную для творчества ЗК протестную, антисталинскую направленность поэмы. «По долгу памяти, берусь довести ее до ума!» – сказал он, и через некоторое время мы уже увлеченно просматривали, перечитывали достаточно объемный текст…
Что у нас получилось в итоге судить тебе уважаемый наш читатель.
Михаил Лупашко
ЗАКОН-ТАЙГА*
(лагерная легенда)
1.
Двадцатый век, 1.
Тайга и тишь
Да небеса и ветер –
Острожный край зверья и птиц,
Где солнце скупо светит.
Здесь ель – таежная краса
Протягивает лапы,
Шумят безбрежные леса,
Когда ведут этапы.**
Тропа старателей давно
Здесь просекой сменилась,
Здесь жизнь тупик,
глухое дно –
Не уповай на милость.
Коль просто ЗЭК ты,
не «блатарь»
Из касты уголовной, -
Ты будто на ветру фонарь
И лодка в море словно.
Не важен срок, не важен год,
Раз прибыл по этапу,
Тебя, браток, погибель ждет,
Живут здесь лишь по блату.
Стань черной мастью,
жри людей,
Сумей к ворам прибиться,
*Мы сохранили название оригинала, догадавшись, что безымянный автор вдохновился лагерной поговоркой: «Закон – тайга, прокурор – медведь».
*** Здесь и далее «этап» – группа заключенных, следующих под конвоем к месту отбытия срока, либо в пересыльно –сортировочный лагерь.
И срок пройдет твой веселей. 2.
И жизнь твоя продлится.
Начальник лагеря – майор,
Красивый, толстомордый,
Два ордена, почетный знак –
Ну, прямь, – артист народный!
В заградотряде* получил
Он все свои награды
За то, что по своим строчил
Устраивал засады.
Но не такие, как майор,
Что в спину нашим били,
Сломали Гитлеру хребет
К Берлину шит прибили.
Парнями от сохи прибит
Во славу Сталинграда
Олегов щит, славянский шит –
Тот, что из Цареграда.
Повержен враг
и Третий Рейх
Утоплен в водах Шпрее…
Но у начальничков страны
Опять свои затеи.
Не нужен вольный им народ –
Разведчики, танкисты…
А вдруг оружие возьмет –
*Заградотряды, состоявшие из войск НКВД, затем МГБ, располагались во второй линии фронта и закрывали путь к отходу с передовой, открывая огонь по, отступавшим без приказа.
Хотя чекистами мы их 3.
Назвали не по праву –
Ведь и Дзержинскому они
Подсыпали отраву.
Начальничков подлейший сонм,
Тот партократов выброс,
Что революцию украл
И продавал на вынос!
Наследник ихний – секретарь
С пятном на головешке
Страну довел, сказали б встарь,
До ручки нет, до ножки.
Но не о нем сегодня речь –
Иные нынче темы…
Таежный край, проклятых встреч
Все чаял перемены.
Все годы долгие войны
В бараках, на лежанках,
Сражались в карты блатари
С конвойными в кожанках.
Пока народ на всех фронтах
Копал врагу могилу,
Блатная кость жила в тылу,
Под водочку кутила.
У них был свой блатной закон:
Вор красть – и только должен,
Пить, жрать да фраеров гонять,
Но воевать – негоже.
Нельзя трудом себя ломать,
Когда ты вор в законе*,
*«Коронованный вор» - авторитет в преступном мире. Известна непримиримая вражда воров и «сук» – то есть заключенных воровской масти. Сотрудничающих с администрацией лагеря.
Блатной свой статус поднимай. 4.
Особенно на зоне!
Там по ночам ворье – зверье
Все чифири* гоняет,
В очко, бывает, до утра
Жизнь чью-то проиграет.
А жизнь…
У ЗЭКА** что за жизнь
Без права переписки,
Когда отнимут у него
Его родных и близких?!
2
Однажды ночью в тот барак,
Где паханы чефирят,
Пришла малява***: так и так,
Идет этап «четыре».
«Четыре» – ссученный этап,
Ментовская подмога…
Нет, красной зоне не бывать –
Медвежья тут берлога!
Такой тревожный разговор
В бараке происходит…
Этап по просеке идет
И к лагерю подходит.
Конвой и псы бегут быстрей,
От голода аж, воют –
Конвой неделю ел сухпай****
А ЗЭК-и – шишки с хвоей.
* «Чефир» – напиток из крепчайшего чая. **«ЗЭКА» – сокращенное, лагерное «заключенный». ***«Малява» – секретная воровская записка – послание. **** «Сухпай» – сухой паек, походная норма питания конвойных войск НКВД, МГБ.
«Зачем мне столько *доходяг!» - 5.
Расстроился начлага,
Этап, встречая у ворот,
Под пролетарским флагом.
Мне и полплана не дадут
Хоть задери им гриву,
А в области меня вздрючнут,
На общем парт- активе!
Как высшей меры приговор,
Был план лесоповала –
Лишь каждый пятый выживал
Стоит конвой, стоит этап,
«Хозяин»** строй обходит,
Среди усталых серых лиц
Знакомые находит…
«Так это ты, Санек «Блатарь»!
Я помню в сорок третьем
На фронт ты попросился сам –
Героем думал, встретим,
А ты, гляжу я, снова к нам,
Но контрой, судя по статьям?»
С усмешкой горькой отвечал
Тот ЗЭК с нашивкой – 200:
«Вину я кровью искупил,
Да видно, быть нам вместе.
Хозяин наверху решил,
Что с нас вина не снята.
Да весь этап у нас такой –
Все с фронта, из штрафбата»***
———————————————–
*«Доходяга» – крайне истощенный ЗЭК. ** «Хозяин» – начальник зоны, в общем смысле «Хозяин страны –
Сталин». *** «Штрафбат» – штрафной батальон – подразделение, сформированное из заключенных и нарушивших Устав военнослужащих.
Майор качает головой: 6.
«Веселые денечки!»
И дал команду, чтоб конвой
Развел людей по точкам.
Майор – он парень не простой,
И время будь иное,
Он был бы славный, в доску свой,
Да сел в седло чужое.
В том тридцать первом злом году
Партейцы из столицы,
Чтобы согнать народ в колхоз,
Пришли в его станицу.
А он мальчишка, выдал им,
Кто где таил пшеницу.
И с той поры обязан был
Своей родни стыдиться.
Казачий грозный атаман
Прямой его прапрадед,
Он пролетариям всех стран
Не раздавал награды.
Лампасы деда наш майор
Сменил на канты франта,
Но жил с опаской он с тех пор –
Ведь дед –то в эмигрантах.
Покуда новый контингент
В бараки заселяли,
Блатные думали, как быть,
Заточки доставали.
Нарушив наш блатной закон,
Решил сходняк* в ту ночку,
Санек «Блатарь» уж нам не кент, -
Пусть валит лес – и точка!
Санек послушал эту речь
И обломил всех сразу:
«Всю вашу свору, злую масть, 7.
Мы выжгем, как заразу!»
«Ну, хватит слушать сучью муть!» -
Взревели волчьи глотки.
«Завалим падло прямо тут!
А после – выпьем водки!»
Рванулись, а в руках ножи,
Заточки, финки блещут –
Кричат:
«Хватай его!», «Держи!»
«Дай в глаз!», «Зайди за плечи!»
Санек на фронте был сапер
И знал свою науку,
Из под фуфаечки топор
Скользнул привычно в руку.
И треснул в темя, ведь топор
В руках умелых страшен –
В опилки рухнул первый вор,
Отведав «манной каши».
Затем в барак фронтовики
Влетели – стало душно,
Пришли на помощь ** мужики
Кровь брызнула на потолки,
*«Сходняк» – собрание авторитетов зоны. ** «мужик» – заключенный не воровской масти.
3
«Хозяин» слушал патефон –
Пластинку о русалке,
Когда шестерочный дозвон*
Ему донес о свалке.
В барак отправив полувзвод,
Начальник просчитался –
Он не учел, что тот народ 8.
С войною повенчался.
Охрану в несколько минут
Они разоружили,
Своим раздали ППШ**,
Овчарок перебили.
Хоть им и жалко было их –
Собаки ль виноваты? –
Но вот за горсть людских грехов
Досталась псам расплата.
«Хозяин», выживший конвой
И недобитки – воры
В начкорпусе по заперлись
На все замки-запоры.
Успели, правда, отослать
В район радиограмму:
Мол, так и так,
Восстал штрафбат –
Грозит зарыть нам в яму.
Скорей пришлите спецотряд
И непременно – танки!
Секретной почтой этот «шифр»
Дошел и до Лубянки.***
Каратель опытный прочел
Сей текст, понюхал даже,
И матюкнулся,
«Хорошо!!!
Все сдохнут на параше!»
И вот Лубянский генерал
Что прилетел с конвоем,
Погоны красные сорвал
С начальства перед строем
———————————————
* «Шестерка» – доносчик, прислужник. ** «ППШ» -пистолет пулемет Шпагина. *** «Лубянка» – здание МГБ, затем КГБ СССР в Москве.
А Нач.Облага в кандалах 9.
Увез в Москву с собою.
Жену – в тюрьму,
Детей – в детдом
Трясется в страхе весь Обком.
Тем часом в лагере успех
Фронтовики добыли.
Склад захватили, хлебный цех
Охрану перебили.
4
«Нам корпус надо взять скорей,
(Ведь там и связь и касса!),
Пока каратели придут –
Иначе ноль на массу!»
Так говорил Санек «Блатарь» -
Повстанцев признанный главарь.
«Ну, ты задачу выдал всем!
Из камня корпус сложен
Да пулеметов там штук семь –
Мы всех своих положим»
Так возражал ему штрафбат
Его дружки, все – асы…
«Мы им устроим Сталинград,
Нет хода нам без кассы!
Возьмем начкорпус и уйдем
Через тайгу к хакасам.
Оттуда - может быть
В Китай –
Там, говорят, в Харбине,
Живут и нынче казаки,
Хотя и на чужбине»…
Китай, Китай –
Далекий путь 10.
В страну древнейшей славы…
Но как сумела обмануть
Народ наш православный,
Потом в бараний рог согнуть
Родная-то держава?
Видать, народ у нас таков –
Пока он вне барака.
Властям прощать он все готов,
Пускай хоть ставят раком!
Но вот война –
Другой расклад,
Там братство фронтовое
Скрепляют кровью, и позор
Смывают не водою!
И кто под пулями прошел
От Волги до Берлина,
Тот человечью стать обрел –
Он больше не скотина!
Санек майору предложил:
«Сдай корпус, сдай нам кассу!
Даю клыка*, что будешь жив,
А мы уйдем к хакасам».
Но тот залег за пулемет.
Упрямая зараза!
И кабинет его как ДОТ***
Пришлось взрывать три раза.
И в развороченном аду
Еще стволы шипели,
Лежал хозяин как в бреду
В разорванной шинели.
Увидел всадника в огне
Он сквозь туман кровавый
——————————————
«Дать клыка» – лагерное – «поклясться».
То дед на боевом коне 11.
Пронесся с конной лавой.
Потом он взвился к небесам
И внука заприметив,
Сказал:
«Детинушка, ты сам
За все грехи в ответе!»
Санек «Блатарь» к нему вошел –
Майор лежал недвижим -
Он подтащил его к стене
К политбюро поближе.
Портретов ряд – вожди глядят.
Как пес их умирает,
Склонился фронтовик над ним
И ордена снимает.
«Ты, сволочь, эти ордена
Не заслужил, однако.
Нагрудный знак – тебе цена
От фабрики «Госзнака».
Майор был высказаться рад
Да умереть скорее:
«Пусть недостоин я наград,
Но я служил идее.
И жизнь напрасно не отдал –
Начальник встрепенулся,-
Мой дед герой был, чтобы ты знал»…
Уж рядом с ним курочат сейф,
Где денежки и злато –
Земля Сибирская щедра,
На золото богата.
А штрафники тем часом жгут
Начкорпус*, БУР** и карцер.***
«Блатарь» команду подает
Пора мол, в путь дорогу!
Живым своим ведет он счет,
Погибших, очень много.
«Не зря ты, пес, подох – не зря! 12.
Стрелять умел собака!
В могиле общей в три ряда,
Заройте за бараком!
Погибших наших штрафников»
Велел он бесконвойным****
Затем принявши водки штоф,
Прочел заупокойную.
Кто жив тому-то повезло!
По вещмещку на брата,
Досталось денег и жратвы,
И золота богато.
Шесть тысяч ЗЭК-ов у ворот
Их проводить собрались
Да только зону покидать,
На риск пойти боялись.
Мол, мы уж лучше досидим,
Глядишь, скостят нам сроки –
Мы с властью биться не хотим,
У нас свои зароки.
Решил так лагерный актив
Из бывших партократов,
Чекистов, ссученных ментов
Кровавых лет тридцатых.
——————————————————————–
* «Начкорпус» – здание лагерной администрации. ** «БУР» – барак усиленного режима. *** «Карцер» – штрафной изолятор. **** «Бесконвойный» – заключенный на положении поселенца с возможностью выходить за пределы зоны.
5
На третий день пришел спецполк
И три тяжелых танка
И под расстрельный плац
Со рвом
Расчищена делянка.
Приехал важный генерал – 13.
Сам в золотой фуражке
Да приговорчик зачитал –
Аж, по спине мурашки.
Была впервой применена
По- римски, децимация –
Расстрел десятого в строю,
А по – советски, – акция.
Шестьсот раздетых бедолаг
Построили колонной,
Зачем-то приспустили флаг,
Врубили Мендельсона…
Томился скукой пулемет
Такой же, как, у Анки,
Но вдруг веселый поворот
Случился на делянке.
То бишь, сюрприз…
Часам к восьми.
Когда все ждать устали,
Указ кремлевский привезли
И громко зачитали.
Гласил нежданный тот указ,
Что вождь, пахан народов
Их всех помиловал, простил –
Мерзавцев и уродов.
Двадцатилетний дали срок
Им вместо высшей меры –
Таков был пламенный урок
Рабам партийной веры.
А беглецов простыл и след…
Но в городе Харбине
Жил бонвиан и сердцеед –
Не знаем, жив ли ныне?
Китайский парень Сянь Ли-Кор,
Потомок мандаринов,
Что пережить сумел террор
Суровых хунвэйбинов.*
Потом открыл он ресторан 14.
С названьем чисто русским.
Где пролетариям всех стран
Готовил сам закуски.
Он был не очень узкоглаз,
Что объяснялось, кстати:
Мол, мать в России родилась,
Отец – из местной знати.
Был осторожен и хитер,
И мафией китайской
Всегда вел умный разговор
Без галстука и маски.
Не знаем, он ли то, не он?
Но поживаем веря,
Что не пропал в краю чужом
От водки и безверья.
Кто ж не ушел из зоны той,
Там с жизнью распрощался.
Да без могилы сорок лет
Злым призраком скитался.
И только в памяти людской,
Как след расправы воровской.
Тяжелый груз остался.
А край родной?
Что край родной!..
Таежные пределы
Уже освоены давно
Потомками для дела.
По трубам – газ,
По трубам – нефть
И горкой – золотишко.
В стране всего в достатке есть –
Хватило бы умишка.
1955 – 2000 гг. Тайшет – Воркута, далее – везде.
Борис Мариан
Лупашко Михаил
* Хунвэйбины – стражи Китайской культурной революции.