Пятница, 03.05.2024, 12:10
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Главная » 2014 » Февраль » 21 » КЛАССИК-НЕАКАДЕМИСТ
07:15
 

КЛАССИК-НЕАКАДЕМИСТ

КЛАССИК-НЕАКАДЕМИСТ

Влиятельный голландский композитор Луи Андриссен посетил Москву, чтобы присутствовать на российской премьере &laquoГосударства&raquo (&laquoDe Staat&raquo) – одного из ключевых своих произведений, исполненном у нас спустя почти сорок лет после мировой премьеры. За день до авторского концерта 14 ноября в Зале Чайковского состоялась творческая встреча с композитором в Московской консерватории.

Луи Андриссен – один из тех, кто в свое время прошел через авангард (среди его учителей был классик европейского авангарда Лючано Берио) и затем изменил ему. У Андриссена нет двух сочинений, написанных в одинаковой технике, он никогда не повторялся и не фиксировался на определенной идее, а экспериментировал с разными, так что вскоре понял, что надо искать альтернативу бронзовеющему авангарду и собственное лицо.

Его интересы невероятно разносторонни – это Игорь Стравинский (в соавторстве с Элмером Шенбергером он написал книгу &laquoЧасы Аполлона. О Стравинском&raquo), Чарльз Айвз, джаз, рок- и поп-музыка, минимализм, Пит Мондриан, средневековая поэзия, работы по кораблестроению и теории атома… Причем все это не просто становится строительным материалом его творчества, а так или иначе трансформируется в индивидуальный парадоксальный стиль.

Сочинения Луи Андриссена исполняют такие именитые и разные в смысле эстетической ориентации коллективы, как Asko ensemble, &laquoШенберг-ансамбль&raquo, &laquoКронос-квартет&raquo, Bang on a Can All Stars, Лондонская симфониетта, ведущие симфонические оркестры мира, в том числе амстердамский &laquoКонсертгебау&raquo, с которым у композитора особые счеты. Недавно &laquoКонсертгебау&raquo заказал к своему 125-летнему юбилею и исполнил его &laquoМистерии&raquo (премьера состоялась 3 ноября, незадолго до концерта оркестра в Москве), но композитор до сих пор сомневается, стоило ли сотрудничать. Дело в том, что Андриссен – принципиальный противник оркестров как пережитка романтической эпохи, а с музыкой XIX века он &laquoв контрах&raquo. К тому же у него напряженные отношения с истеблишментом. В далеком 1969 году он с единомышленниками устроил акцию во время выступления &laquoКонсертгебау&raquo в Амстердаме. Как только дирижер дал ауфтакт, зазвучали клаксоны и загремели погремушки, что сопровождалось раздачей листовок, где говорилось о том, что оркестры – &laquoстатус-символы правящей элиты&raquo. Все закончилось вмешательством полиции…

Сегодня Андриссен – живой классик и малоизвестен, по-видимому, только в нашей стране. То ли не было достойного пиара, то ли многие понадеялись посмотреть концерт в видеотрансляции, так или иначе, но в зале было неприлично мало публики, которая располагалась буквально в &laquoпуантилистическом&raquo порядке. А между тем на сцене – расширенный состав Московского ансамбля современной музыки в исполнительском альянсе с солистками Академического большого хора &laquoМастера хорового пения&raquo и первоклассными голландскими музыкантами – Моникой Жермино (скрипка) и Михаэлой Ринер (сопрано). Дирижировал признанный интерпретатор новой музыки в целом и Луи Андриссена в частности Юрьен Хемпел.

Открыл концерт опус Андриссена 2002 года &laquoLa Passione&raquo (&laquoСтрасть&raquo) для голоса, солирующей скрипки и ансамбля на тексты &laquoОрфических песен&raquo – единственной книги итальянского поэта Дино Кампаны. Это сюрреалистический, ярко эмоциональный и ярко образный верлибр, и надо сказать, что &laquoстрасть&raquo Кампаны вполне адекватно транслировалась в музыку – вопреки заявлениям Андриссена о том, что ему чуждо все, связанное с романтизмом и субъективизмом. Вместе с тем в &laquoLa Passione&raquo эмоцио сосуществует в симбиозе с рацио и средневековым подходом к музыке как мышлению интервалами. А привычные оркестровые инструменты соседствуют с электрогитарой.

Во второй части вечера – &laquoDe Staat&raquo (1972–1976) для четырех женских голосов и большого ансамбля на текст Платона &laquoRepublic&raquo. Это последняя, сорокаминутная часть &laquoполитической трилогии&raquo Андриссена семидесятых (&laquoIl Duce&raquo, &laquoIl Principe&raquo, &laquoDe Staat&raquo). Вероятно, не желая, чтобы музыковеды и музыкальные критики писали лишнее и несоответствующее, Андриссен подробно откомментировал свою идею &laquoГосударства&raquo. Вот несколько его тезисов: &laquo“De Staat” – мой вклад в дискуссию о месте музыки в политике. Исполнение и восприятие музыки по своей сути если не политические, то по крайней мере социальные явления. Сложнее определить сущность сочинения музыки. Многие композиторы ощущают акт создания музыки как “надсоциальный”. Абстрактный музыкальный материал – тональность, длительность, ритм – действительно “надсоциальная” часть природы музыки. Не существует такого понятия, как “фашистский доминантсептаккорд”. Но в тот момент, когда музыкальный материал упорядочивается, он становится явлением культуры и, следовательно, фактом общественной жизни. Я решил обратиться к Платону, чтобы проиллюстрировать эту мысль&raquo. Однако во многом интертекстуальный диалог Андриссена с Платоном – это своего рода полемика: &laquoЯ сожалею о том, что Платон был неправ. О, если б музыка могла изменить законы государства!&raquo По словам Андриссена, с древнегреческой музыкой его сочинение объединяет только присутствие гобоев, арф и тетрахордов.

В &laquoDe Staat&raquo оригинальный неакадемичный состав вокально-инструментального ансамбля располагается на сцене строго симметрично: в центре деревянные духовые, за ними струнные, электрогитары и еще дальше – четыре вокалистки; слева и справа 2 арфы, 2 рояля и внушительное количество медных. У каждой группы ансамбля своя роль, как, собственно, и должно быть в государстве. Кажется, большое значение для композитора имеет визуализация, &laquoгеометрия&raquo формы, звучания фактуры. И, конечно, в большей или меньшей мере были проявлены его интересы и предпочтения: тут и аллюзии на &laquoВесну священную&raquo, &laquoПетрушку&raquo Стравинского, и средневековье в духе Перотина, и минималистские репетиции, и рок-энергетика, где-то – мощные унисоны и сонорная ткань.

Исполнение в общем и целом было на высоте, но, возможно, этот опус Андриссена прозвучал бы более органично не в филармоническом зале, а на альтернативной неформальной площадке, а то и на природе, если б не ноябрь.

Северина И.
2013-12-18
Просмотров: 438 | Добавил: repley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz